Размер шрифта
Интервал
Изображения
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

БИШКЕКСКОГО ГОРОДСКОГО КЕНЕША

Об утверждении Стратегических приоритетов

социально-экономического развития города Бишкек -

"Город и горожане" на период 2014-2018 годы

В целях реализации положений Национальной Стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, а также в соответствии с законами Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", "О государственном прогнозировании социально-экономического развития Кыргызской Республики", Бишкекский городской кенеш

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить "Стратегические приоритеты социально-экономического развития города Бишкек - "Город и горожане" на период 2014-2018 годы" (прилагается).

2. Мэру города Бишкек Кулматову К.К. при разработке Программы социально-экономического развития города Бишкек на 2014-2018 годы, руководствоваться целями и задачами, определенными "Стратегическими приоритетами социально-экономического развития города Бишкек - "Город и горожане" на период 2014-2018 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Бишкекского городского кенеша Аманкулова М.А. и мэра города Бишкек Кулматова К.К.

Председатель Бишкекского городского кенеша

 

г.Бишкек, 

18 февраля 2014 года, № 70 

 

М.Аманкулов

 

 

Приложение
к постановлению Бишкекского городского кенеша
от 18 февраля 2014 года № 70

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
социально-экономического развития города Бишкек "Город и горожане" на период 2014-2018 годы

Урбанизация, рост городского населения и повышение роли городов являются ключевым глобальным трендом, который, несомненно, повлияет на будущее столицы Кыргызской Республики. Соответственно, сценарий развития города Бишкек на ближайшие десять, двадцать лет будет разрабатываться с учетом всех современных тенденций урбанистики с привлечением значительных объемов инвестиций и ресурсов. Такой подход требует определения стратегических по значению направлений, которые будут способствовать реализации нового облика города, достижению целей развития.

Представленный документ определяет приоритеты развития столицы Кыргызской Республики на среднесрочный период (2014-2018 годы). Стратегические приоритеты формируют вектор, по которому будут разрабатываться ключевые программы социально-экономического развития столицы.

Стратегические приоритеты "Город и горожане" - документ утвержденный городскими властями, разработанный вместе с горожанами, которые принимали участие на всех стадиях его разработки. Этот документ является руководством к действию не только для городских властей, но и жителей города Бишкек, которые готовы принять участие в его реализации.

Жизнь города - это живой процесс, ежедневно создаваемый горожанами, которые идут на работу, везут ребенка в школу, пользуются муниципальными услугами, отдыхают. Именно уклад жизни человека формирует среду и город. Соответственно, развитие города в руках самих горожан, которые готовы взять ответственность за его развитие.

Глава I. Стратегические приоритеты развития города Бишкек - основа партнерства власти и горожан

Стратегические приоритеты развития столицы "Город и горожане" - это документ, который формирует единство городского сообщества и власти для достижения лучшего будущего города.

Город Бишкек, столица Кыргызской Республики, является административно-политическим, экономическим, Научно-образовательным, историко-культурным центром республики, которое имеет особое государственное значение. Управление в столице осуществляется на принципах местного самоуправления в сочетании с государственным управлением по делегированным государственным полномочиям.

Наступило время, когда горожане и муниципальная власть совместно должны создать такой город, в котором было бы комфортно жить, реализовывать свои идеи, инициативы, проекты. Основой развития должно стать понимание, что город будет таким, каким мы хотим и можем его построить.

Реформирование городского хозяйства и системы управления, проведенное на начальном периоде приобретения Кыргызской Республикой статуса суверенного государства, в настоящее время перестало давать эффект. Ресурсы существующей системы управления, взаимоотношений власти и населения практически исчерпаны, механизмы управления не обеспечивают качественно нового рывка в развитии города. Для обеспечения притока инвестиций требуется обновление городской инфраструктуры.

Вместе с тем, имеющиеся в городе развитые институты гражданского общества, активные группы горожан, бизнес-группы отстаивающие свои права и интересы, требуют новых подходов для обеспечения развития города. Есть понимание того, что успешное развитие возможно только при наличии объединяющей идеи, партнерства власти и горожан. В связи с этим в течение 2013 года депутаты Бишкекского городского кенеша (БГК) совместно с мэрией города Бишкек разработали документ, который определяет направления будущего развития города, обозримую перспективу, которую разделяет и к реализации которой стремится городское местное сообщество. Таким образом, Стратегические приоритеты разработаны на основе выбора приоритетных задач для удовлетворения потребностей разных социальных групп столицы.

При разработке документа учтен опыт развития городов мира и использованы рекомендации ведущих специалистов в сфере урбанистики Голландии, Японии, США, Украины, Испании, Грузии, стран Восточной Европы и других стран, имеющих опыт в разработке аналогичных документов.

Процесс разработки широко освещался в средствах массовой информации. Информация распространялась в сети Интернет, через проведение различных круглых столов, двусторонних и многосторонних тематических встреч.

1. Стратегический вектор развития

Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане" - это документ, определяющий главные цели и задачи развития города, его конкурентные возможности, важнейшие направления развития и основные организационные действия, направленные на достижение поставленных целей.

При разработке документа приняты во внимание основные положения "Генерального плана города Бишкек до 2025 г.", задающего важнейшие стратегические направления развития столицы. Документ продолжает развивать основные направления видения будущего города Бишкек, как коммуникационного узла по развитию регионального партнерства, площадки создания и внедрения инновационных решений на уровне и региона, культурного разнообразия и исторического наследия. Преемственность принятых ранее решений сохранена в этом документе через приверженность принципам и положениям "Концепции развития города Бишкек на период 2009-2025 годы".

Основой документа стали ключевые идеи, сформулированные на основе выявленных приоритетов городского сообщества и органов местного самоуправления.

1) город Бишкек стремится сочетать столичные функции с обеспечением высокого качества жизни горожан и высокого уровня удобств для гостей столицы;

2) город Бишкек располагает достаточными интеллектуальными, организационными, финансовыми и кадровыми ресурсами для обеспечения эффективного управления развитием и ведения разумной ресурсной политики;

3) население города представляет собой единое доброжелательное сообщество, ориентированное на совместное движение к достижению общих целей, формирующее городскую культуру, обеспечивающее интеграцию в нее новых горожан;

4) город Бишкек имеет ясную градостроительную политику и насыщенную урбанистическую среду высокого эстетического качества;

5) город Бишкек в перспективе становится региональным лидером по уровню привлекательности деловой среды, с динамично развивающимся бизнесом.

Рисунок

2. Особенности стратегических приоритетов

Главной особенностью документа является нацеленность на формирование эффективного партнерства различных групп горожан, бизнеса, местной власти. Реалистичность представленных задач обусловлена значительным потенциалом ресурсов столицы: искреннее желание горожан участвовать в развитии города, значительный финансовый и экономический потенциал, географическое положение и природные условия, высокая степень политической и экономической свободы.

Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане" обеспечивают не только реализацию функций органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, но и фиксируют интересы и потребности горожан, определяют цели, которые необходимо достигнуть. Документ позволяет оценить деятельность органов местного самоуправления в рамках реализации поставленных задач.

Особенности документа "Город и горожане":

1) Нацеленность на повышение конкурентоспособности города. Документ выделяет наиболее приоритетные направления развития, в которых максимально раскроется потенциал города Бишкек.

2) Партнерство при разработке и реализации. Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане" представляют собой не директивный документ, а договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, бизнес и общественные организации города принимают на себя взаимосогласованные обязательства.

3) Сочетание долгосрочных перспектив и конкретность первоочередных действий. Долгосрочные перспективы отражают направления для достижения видения города Бишкек. Первоочередные меры направлены на модернизацию базовых сфер жизнедеятельности города, формируют набор конкретных задач с перечнем индикаторов.

4) Непрерывность работы. Работа с документом "Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане" не заканчивается с ее принятием. Будет введена в действие система управления стратегией, которая является ее неотъемлемой частью, а также будет производиться мониторинг ее выполнения, ежегодная оценка хода реализации и, при необходимости, корректировка мероприятий.

Глава II. Профиль города

3. Факторы, повлиявшие на развитие города Бишкек

Реформы в области экономики, государственного управления, развития местного самоуправления Кыргызской Республики оказали прямое воздействие на жизнь ее столицы. Город Бишкек находился в эпицентре всех политических событий последних лет, горожане пережили как позитивные, так и негативные стороны их воздействия.

Значительно возросла активность жителей города, которая принимает разные формы, как созидательного, так и разрушительного характера. При этом местные органы власти не успевают адекватно реагировать на активность горожан, в связи с чем граждане, не получив результата, выступают против действия властей. В результате чего в городе отсутствует взаимное партнерство между активными группами горожан и городскими властями, инициативы власти, зачастую носящие позитивный характер, не находят поддержки среди горожан. Несмотря на то, что город Бишкек первым перешел на принципы местного самоуправления, именно здесь в меньшей степени видные значительные результаты реформы местного самоуправления, проводимые в стране. Это касается вопросов политической самостоятельности, бюджетной автономии, развития местной экономики и других вопросов. Сложная, многоступенчатая система управления и предоставления муниципальных услуг работает, прежде всего, на исполнение функций самих городских учреждений и предприятий, а не на потребности горожан. Формы управления централизованной власти перестают работать в условиях демократических преобразований, развития рыночной экономики, что привело к недоверию горожан к муниципальной власти.

В результате всех потрясений в новейшей истории страны столица стремительно теряет свой технический, интеллектуальный потенциал и стала свидетелем усилившихся миграционных потоков. Экономический и социальный разрыв в обществе, финансирование сферы культуры по остаточному принципу, снижение уровня традиционной городской культуры, привели к упадку городской культуры. Это проявляется в росте уличной преступности, обесценивании образования, развитии коррупции, внешнем облике города. В современном Бишкеке преобладает культ потребления, желание отгородиться и обозначить границы своей собственности, в которой выражается апатия и нежелание участвовать в жизни города. Круг интересов и общественная жизнь сузились до масштаба дома и квартиры, горожане не чувствуют своей общности и защищенности.

Неуправляемая стихия рыночных отношений столкнулась с бюрократическими формами централизованного управления, что породило систему коррупционных взаимоотношений в области градостроительства, управления городским хозяйством, предоставления муниципальных услуг. Концентрация властных полномочий, не свойственных системе местного самоуправления, способствовала отрыву некоторых ключевых сфер жизнедеятельности от национальных программ, снизило уровень ответственности чиновников и качество жизни горожан. К началу 2000-х обозначился социально-экономический разрыв в городском сообществе и географическая сегментация в столице. С одной стороны, на неосвоенных земельных участках столицы, без инженерной и социальной инфраструктуры, происходит заселение внутренних мигрантов, перед которыми стоит задача "выживания", а вопросы обучения и развития, облагораживания территории и реализация своих прав горожанина для них пока не являются приоритетом. С другой стороны, выросли новые обособленные элитные районы, продолжается строительство элитного жилья в центре города. При этом разрыв между уровнем жизни обеспеченных и бедных жителей заметно увеличивается.

Однако город Бишкек был, есть и остается городом возможностей для многих людей. В городе Бишкек растет деловая активность, город дает 40% ВВП страны, город становится трамплином для трудоспособной молодежи. Экономический потенциал города обеспечивает устойчивость городского бюджета. Малое и среднее предпринимательство выступает как основной индикатор изменений, происходящих в экономике города, гибко реагируя на изменения рыночного спроса и предложения. В городе Бишкек зарегистрировано 47370 объектов малого и среднего бизнеса, что составляет 18,2% от аналогичных показателей по Республике. Малое и среднее предпринимательство присутствует в каждом секторе экономики города, а в некоторых секторах занимает доминирующее положение (швейное производство, гостиничные услуги, общественное питание, транспорт, торговля).

Уже сегодня сфера торговли и услуг является основным сектором городской экономики и наиболее привлекательна с точки зрения развития бизнеса, относительно высокого уровня оплаты труда. Такие факторы, как открытие границ, внедрение безвизового режима для ряда иностранных государств, растущая туристическая привлекательность страны, широкое распространение Интернета открывают для города Бишкек широкие возможности по привлечению инвестиций и развитию предпринимательства. Развитая система предоставления услуг и торговли в Бишкеке будет способствовать распространению этого опыта по всей стране. Возможности развития данного сектора способствуют и географическое положение, экономические и политические факторы, которые позволили стать городу Бишкек узлом между Россией, Казахстаном и Китайской Народной Республикой. Эти возможности могут быть расширены благодаря запуску инвестиционных проектов по созданию и развитию производственно-логистического комплекса на оптовом рынке "Дордой". Международный аэропорт "Манас", расположенный в 30 км от города, имеет перспективу стать крупным транзитным узлом для грузовых и пассажирских перевозок между Европой, Центральной и Юго-Восточной Азией, Ближним и Дальним Востоком, Океанией, Северной Африкой.

4. Город сегодня - анализ текущей ситуации

Документ "Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане" основывается на существующих и потенциальных возможностях, которые позволят моделировать различные варианты развития. Город обладает исторически сложившимся ресурсом саморазвития и потенциалом инфраструктуры, системой управления городским сообществом со своим менталитетом и культурой.

В период обретения суверенитета развитие города Бишкек проходило в русле реформ, связанных с развитием демократических преобразований, рыночных отношений, местного самоуправления. Позитивные факторы, обеспечивающие продолжение реформ в развитии города Бишкек, основываются на Конституции Кыргызской Республики и действующих нормативно-правовых актах, касающихся как развития местного самоуправления, так и системы государственного управления в целом. Наложение новых тенденций развития на исторически сложившуюся основу сформировало текущее состояние города Бишкек.

Представленное ниже состояние жизни городского сообщества, условия его развития, существующие проблемы являются отражением позиций горожан, органов местного самоуправления, муниципальных организаций и учреждений, экспертного сообщества.

Ключевые проблемы, характеризующие текущее состояние жизни города Бишкека:

1) Низкий уровень доверия граждан к органам местного самоуправления города Бишкек не обеспечивает условий для реализации реформ.

По мнению многих горожан, органы местного самоуправления города Бишкек в лице Бишкекского городского кенеша и мэрии города Бишкек не в полной мере отвечают своему главному предназначению - реализовывать право и возможность граждан самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы развития городского сообщества и территории. Существующая система управления направлена на обеспечение функций муниципальных предприятий и городских служб и, в меньшей степени, на удовлетворение потребностей и нужд горожан. Ключевой проблемой во взаимоотношениях горожан и органов местного самоуправления (МСУ) является отсутствие механизмов учета интересов граждан. Сложившаяся ситуация отражается на снижении уровня доверия граждан к городским властям. Индекс доверия граждан к органам МСУ города Бишкек в 2012 году составил отрицательную величину: - 14,8. В то же время отсутствие реальной подотчетности власти городскому сообществу не дает возможности объективно оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления. Возникающее противостояние обусловлено непониманием позиций сторон, что порой оборачивается необоснованной критикой в адрес городских властей. Одной из главных причин низкой эффективности такого рода взаимодействия является имеющийся разрыв во взаимоотношениях между территориальными исполнительными органами в лице администраций районов, муниципальных территориальных управлений (МТУ) и местным населением, в лице Товариществ собственников жилья (ТСЖ), домовых и квартальных комитетов и в целом населения города.

Таким образом, наиболее критические вопросы, связанные с проблемами градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, озеленения, культуры и досуга стали услышанными не в полной мере. Решения по ним принимаются точечно, без привязки в целом к системным проблемам в этих сферах.

Несмотря на развитие и реализацию политики в области децентрализации и развития местного самоуправления по глубокому убеждению горожан, местные органы власти не смогли создать условия для прямого, открытого диалога власти и населения. Работа с активными группами горожан, которые хотят внести реальный вклад в развитие города проходит фрагментарно, устойчивость этого подхода крайне условная.

2) Сокращение общественных пространств (земель общего пользования) и деградация парковых зон снижает уровень комфортности, не способствует формированию городской среды.

Ранее в городе Бишкек зеленые зоны на улицах, в жилых районах, многочисленных городских парках являлись важными местами рекреации населения, визитной карточкой столицы.

В городе отсутствует планомерный подход к сохранению и уходу за зелеными насаждениями. Разрушение системы ирригации, отсутствие санитарной обработки деревьев и полива приводят к вырождению зеленых насаждений.

Вызывает большую тревогу потеря городских общественных пространств, запланированных для общего пользования (зеленые насаждения, газоны, придорожные земельные полосы, бульвары, скверы, лесопарки, площади, водоемы, тротуары и другие). Точечное строительство и уплотнение застройки осуществляется на муниципальных территориях внутри жилых микрорайонов, в новостройках. Под строительство жилых домов передаются территории, предусмотренные под объекты общественного и социального значения (парки, школы, детские сады, поликлиники).

Потенциал русел рек Аламудун и Ала-Арча не используется, русла рек не очищаются, загрязняются бытовым мусором, охранные зоны рек не благоустроены, либо застроены в нарушение градостроительных норм.

3) Хаотичная застройка не позволяет сформировать особую идентичность города Бишкек, нарушает права горожан на использование мест общего пользования.

Современное градостроительство характеризуется отсутствием плановости, нарушением целостности архитектурных стилей столицы, архитектурно-строительных норм, выходом за красные линии строительством на незаконно-приобретенных участках земли, преобладанием возведения многоэтажных сооружений на небольших участках земли, нарушающих целостность архитектурной среды, поглощающих строительный потенциал соседних участков, создающих проблемы с парковкой автомобилей и уменьшающих площадь придомовых земельных участков.

Кроме этого, отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей применить реальный механизм компенсации за изъятие земельных участков способствует проявлению негативных тенденций в области строительства. Проблемы градостроительства негативно сказываются в отношении земельных участков общего пользования: тротуары, газоны, клумбы, малые архитектурные формы и так далее.

Наиболее острой проблемой современного градостроительства и архитектуры в городе Бишкек являются закрытость и коррупционные риски при продаже земель. Секретность Генерального плана города Бишкек, отсутствие прозрачности при планировании застройки городских территорий и при принятии решения о продаже земельных участков, привели к тому, что город потерял большую часть муниципальных территорий.

4) Формирование и исполнение бюджета города Бишкек не отвечает приоритетам и нуждам населения.

Бюджет города Бишкек имеет ряд особенностей, отличных от бюджетов других органов местного самоуправления Кыргызской Республики. Для повышения качества предоставления услуг горожанам необходимо обеспечить софинансирование отдельных расходных полномочий государственных органов. Учитывая особый статус города необходимо обеспечить финансирование мероприятий республиканского и международного уровня, финансирование расходов, связанных с созданием условий проживания и обеспечения муниципальными услугами внутренних мигрантов.

Кроме этого, в силу ряда объективных и субъективных причин органы местного самоуправления берут на себя широкий спектр расходных обязательств, затрагивающих финансирование как вопросов местного значения, так и делегированных государственных полномочий. Распыление финансовых ресурсов при их ограниченности вызывает значительные риски системного кризиса в бюджетной политике города. Перевод, без оценки потребности, практически всех организаций школьного и дошкольного образования, а также значительной части учреждений здравоохранения в статус муниципальных учреждений потребовал от городских властей финансирования как учебного процесса или процесса лечения, так и содержание зданий и сооружений. За счет средств местного бюджета финансируются все риски Правительства Кыргызской Республики, связанные с увеличением расходов, прежде всего в социальной сфере. Кроме этого бюджет города Бишкек финансирует прямые расходные обязательства Правительства Кыргызской Республики в сфере налоговой политики, охраны общественного порядка, экологии, здравоохранения республиканского значения и другие.

Такое положение дел грозит финансовым системным кризисом в вопросах формирования и исполнения бюджета города Бишкек. Например, в 2012 году доходы бюджета города Бишкек выросли на 372 миллиона сом, то есть на 7,8%. Было бы обоснованно предполагать, что увеличение доходов будет направлено на приоритетные направления в развитии города и, в первую очередь, на благоустройство и реконструкцию дорог. Однако городу пришлось не только изыскивать средства на увеличение расходов на защищенные статьи в сфере здравоохранения и образования, но и сократить на 50 миллионов сом расходы по социальной сфере, на 19 миллионов сом в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Расходы на реконструкцию дорог за счет собственных средств были сокращены на 55 миллионов сом.

Ситуация усугубляется тем, что несмотря на возможности, которые предоставлены мэрии города Бишкек по администрированию отдельных видов налогов, поступающих в местный бюджет, до настоящего времени не разработаны механизмы повышения сбора налоговых доходов.

Причинами проблемной ситуации являются:

а) отсутствие четкого разграничения расходных обязательств государственных органов и органов местного самоуправления, а также отсутствие взаимодействия городских властей и Правительства Кыргызской Республики по обсуждению бюджетных проблем города;

б) формирование местного бюджета производится не на возможностях и потребностях городского сообщества, а на основе "контрольных цифр" Министерства финансов КР, которые значительно ниже текущих потребностей столицы;

в) отсутствие эффективной инвестиционной политики города, которая способствовала бы развитию бизнеса, и, соответственно, росту доходов местного бюджета;

г) отсутствие полного перечня экономических и статистических показателей для эффективного прогнозирования и планирования доходной части местного бюджета;

д) отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих механизмы реализации прав и полномочий органов МСУ по администрированию отдельных видов налогов, поступающих в городской бюджет;

е) неконтролируемый поток внутренней миграции, затрудняющий формирование бюджета города под реальные потребности.

5) Жители города Бишкек не имеют устойчивого, стабильного доступа к своевременным, качественным коммунальным услугам.

В основе реформирования жилищно-коммунального хозяйства заложены принципы перехода на рыночные условия функционирования. Вместе с тем за годы проведения реформ в коммунальной сфере не удалось создать систему устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего бесперебойное и качественное предоставление коммунальных услуг. Более того, существует риск того, что кризисные явления в сфере ЖКХ могут повлиять на желание местных властей решать эти вопросы волевыми и политическими методами. Значительные бюджетные ресурсы направляются, зачастую, на поддержание функционирования самого муниципального предприятия, без привязки к повышению качества оказываемых услуг. Этот подход решает краткосрочные проблемы, но не способствует устойчивому развитию отрасли.

Мониторинг и анализ жилого фонда показал, что существующая система управления жилым фондом нуждается в кардинальных изменениях. Нарастающий технический износ зданий ведет к росту рисков возникновения крупных системных аварий, вызывает отрицательное отношение населения к проводимым преобразованиям.

Кроме того, принятый новый Жилищный кодекс Кыргызской Республики определяет полномочия местного самоуправления в сфере регулирования жилищных отношений. Большинство строящихся многоквартирных жилых домов на сегодняшний день являются дорогими и недоступными даже для населения со средним достатком.

Горожане, являясь основными потребителями коммунальных услуг, отмечают, что реализация прав граждан на комфортное проживание, получение качественных, своевременных услуг не исполняется органами местного самоуправления столицы в полном объеме.

Основными причинами создавшейся ситуации являются:

а) низкий уровень ответственности муниципальных коммунальных предприятий и учреждений за результаты своей деятельности, когда проблема не решается, а передается по цепи "мэрия – акимиат - муниципальное предприятие";

б) отсутствие обратной связи между населением и органами местной власти по степени удовлетворенности граждан, оказываемыми услугами;

в) низкий уровень ответственности и культуры пользования коммунальными услугами самих горожан.

6) Усугубляющиеся проблемы дорожно-транспортной инфраструктуры не создают условий для комфортного передвижения по городу, негативно влияют на экологическую ситуацию.

Одна из ключевых задач, которая стоит перед органами местного самоуправления города Бишкек - это совершенствование транспортной инфраструктуры. Ключевыми проблемами транспортной сферы являются: плачевное состояние дорожного полотна, низкая эффективность пассажирских перевозок, недостаток парковочных мест для автомобилей, загрязнение окружающей среды.

Текущая ситуация в сфере развития транспортного сообщения в первую очередь связана с отсутствием транспортной политики, недостатком финансирования, имеющимися проблемами в организации управления дорожного и транспортного хозяйства.

Результаты исследований показывают, что горожане предпочитают стабильный, общедоступный, комфортный муниципальный транспорт.

Причинами, которые характеризуют проблемы в дорожно-транспортной сфере, являются:

а) отсутствие эффективной системы управления дорожной и транспортной инфраструктурой, которая позволила бы регулировать транспортные потоки и управлять парковками для автомобилей;

б) недостаточно эффективная работа муниципальных служб, регулирующих общественный транспорт в городе Бишкек, включая комфортные условия по перевозке пассажиров;

в) отсутствие финансирования для программ по строительству, ремонту дорожного полотна.

7) Потеря культурной идентичности города негативно влияет на формирование правил проживания.

Особенностями городского культурного пространства является наличие широкого выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.), возможность для горожанина создавать или выбирать круг общения по интересам. Основное время горожане проводят на рабочем месте в учреждениях и офисах, на производстве. В связи с этим в свободное время горожане уделяют повышенное внимание вопросам собственного развития в области литературы, искусства, спорта, а также досугу. В то же время городской среде свойственен низкий уровень коммуникационных связей, социальной ответственности, родственных связей.

Параллельно с этим внутренние мигранты, как правило, из сельской местности, вносят в городскую культуру элементы общинных и национальных традиций, любви к природе, патриархальности. Вместе с тем, отсутствие необходимости в большом городе соблюдать общепринятые традиции сельской жизни, бесконтрольность, обманчивая близость "красивой жизни" способствует процветанию в Бишкеке негативных проявлений, таких как рост преступности, нарушение общепринятых правил жизни. Вышеуказанные явления порождают разделение городского сообщества на "городских" и "приезжих". За последние 20 лет население города выросло за счет внутренней миграции почти на одну треть. Городские власти все эти годы направляли внимание и ресурсы на организацию минимальных стандартов жизни на территории жилых массивов города. В жилых массивах проводились линии автодорог, электропитания и водоснабжения, строились амбулатории и образовательные учреждения. Однако подавляющая часть новых горожан сохранила прежний уклад жизни и общения, не смогла полноценно интегрироваться в сложившуюся городскую среду и со временем стала иметь определяющее значение, размывая присущие горожанам нормы поведения и общения.

Вместо органичного слияния лучших традиций городской и сельской культуры, в Бишкеке наблюдается потеря традиционных городских ценностей. Ситуация усугубляется не только значительным сокращением финансирования объектов социального и культурного обслуживания населения города, но и практическим отсутствием охвата ими новостроек и мест компактного проживания новых горожан. В большинстве жилых массивов не развита или полностью отсутствует инфраструктура развлекательно-рекреационной городской среды (оборудованные прогулочные парковые зоны, театры, площадки летней эстрады, спортивных занятий и пр.). Для подавляющего большинства внутренних мигрантов единственная форма участия в жизни столицы - это возможность посещения массовых мероприятий в центре города в праздничные дни. Таким образом, социально-культурная ситуация в Бишкеке характеризируется значительным и углубляющимся расслоением городского населения, отсутствием идеи сопричастности к единому городскому организму. Эта идея могла бы объединить всех горожан и определить высокие нормы поведения в общественных местах, создания комфортной среды для проживания, привлекательного образа для гостей столицы.

Существующая городская интеллигенция практически перестала играть роль хранительницы городской культуры, традиций, в результате чего упала ее востребованность и значимость. Театральная, литературная жизнь города развивается в отрыве от городского сообщества и в малой степени поддерживается государством и органами местного самоуправления города Бишкек. Лишь те отрасли культуры, которые развиваются на рыночных принципах, имеют перспективу развития: кино, эстрада, цирковое искусство.

В городе существует большое количество организаций: библиотеки, музеи, различные драматические и музыкальные театры, кинотеатры, филармония, консерватория, которые скорее ориентированы на воспроизводство прежнего образа городской жизни и не смогли перестроиться в соответствии с новыми требованиями.

8) В полной мере не сформированы простые и понятные правила, направленные на инвестиционную привлекательность города и развитие бизнеса.

Характеристикой уровня развития бизнеса является объем привлеченных инвестиций. Настораживает значительное снижение объема инвестиций в основной капитал в городе Бишкек в общем объеме инвестиций по стране с 28% - в 2011 году до 22% - в 2012 году. Несмотря на спад общего объема инвестиций, город Бишкек остается лидером по объемам жилищного строительства - 26,7% от общего объема введенного жилищного фонда. При этом более 80% объема жилищного фонда вводится за счет средств населения.

Крайне незначительной остается доля инвестиций в основной капитал со стороны местного бюджета. При объеме инвестиций в основной капитал в 2012 году - 17,97 млрд. сом, доля местного бюджета составляет всего 100 млн. сом или 0,6%.

В части привлечения прямых иностранных инвестиций, которые в целом характеризуют инвестиционную привлекательность города, город Бишкек за последние годы стремительно теряет лидирующие позиции.

Такие перспективные сферы бизнеса, как разработка программного обеспечения, туризм, досуг, торговля зачастую находятся в тени, так как не видят поддержку со стороны государства и в частности муниципалитета, в части формирования мотивации и определенных преференций для бизнеса.

Таблица 1

Доля объемов прямых иностранных инвестиций в экономику города Бишкек (млн. сом)

 

2008

2009

2010

2011

2012

Кыргызская Республика

866,2

660,9

666,1

849,2

590,7

город Бишкек

588,5

412,9

237,3

181,0

205,4

В 2012 году наибольший интерес инвесторы проявили к финансовому сектору - 33,7% и сфере связи - 20,0% от всего объема прямых иностранных инвестиций в городе Бишкек.

Анализ обсуждений с предпринимателями города Бишкек показывает, что между властью и бизнесом нет партнерства. Уровень доверия предпринимателей к власти невысок, причем этого мнения придерживаются как представители таких ключевых сфер предпринимательства, как строительство, торговля, услуги так и другие видов бизнеса. Такое положение дел негативно влияет не только на развитие бизнеса, но и на доходы местного бюджета, так как бюджетная политика в отношении местных бюджетов напрямую связана с показателями роста местной экономики.

Ключевые причины создавшегося положения:

а) органы местного самоуправления не видят в бизнесе равноправного партнера, который может внести существенный вклад в развитие города;

б) традиционная пассивность бизнеса, приоритет в получении прибыли, не способствует формированию активных групп бизнеса, которые могли бы включаться в реализацию программ развития;

в) бюджетная политика города развивается в отрыве от перспектив развития местной экономики.

9) Рост социальных потребностей горожан не соответствует возможностям города.

Приоритетными сферами социальной политики города являются вопросы здравоохранения и школьного/дошкольного образования. Анализ ситуации показал, что существующие проблемы в этих сферах могут быть структурированы в следующей последовательности:

а) недостаток числа учреждений образования и здравоохранения, которые не охватывают возросшую численность жителей города, включая внутренних мигрантов;

б) хронический дефицит финансовых ресурсов, которых не достаточно для покрытия даже минимальных потребностей сфер образования и здравоохранения;

в) отсутствие партнерских, скоординированных действий между городскими властями и государственными органами (Министерство здравоохранения Кыргызской Республики и Министерство образования и науки Кыргызской Республики) ведет к снижению качества оказываемых услуг горожанам;

г) низкий потенциал кадров, поступающих из ВУЗов в учреждения здравоохранения и образования.

Проводимая в городе Бишкек работа в области социальной защиты направлена на улучшение уровня жизни населения, проживающего ниже черты бедности, а также социально уязвимых слоев населения.

Текущая ситуация в вопросах социальной защиты населения характеризуется следующими факторами:

1) наличие на учете 22,7 тысячи социально уязвимых семей, в которых проживает 53,1 тысяча человек, а также 15477 детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей;

2) динамика увеличения количества социально-уязвимых слоев населения. Так, по сравнению с 2010 годом, количество социально уязвимых семей увеличилось на 6,2%, с 21055 семей (46148 человек) в 2010 году до 22368 семей (53081 человек) в 2013 году;

3) ограниченность финансовых ресурсов, которая характеризуется снижением доли средств выделяемых на социальную защиту по отношению к общим расходам бюджета города Бишкек: в 2011 году - 5,0%, в 2012 году - 4,3%, в 2013 году - 3,6%.

Серьезной проблемой для города Бишкек является значительный рост числа граждан группы риска: выпускники детских домов, лица, освобожденные из мест лишения свободы, потерявшие жилье, мигранты, приехавшие на заработки из других регионов республики в поисках работы. Качественный анализ показывает, что основная проблема данной категории людей - это бездомность. Вопросы профилактики и социальной реабилитации бездомных являются одними из наиболее острых и болезненных социальных проблем города.

Крайне напряженная ситуация сложилась по вопросам ввода в эксплуатацию новых объектов здравоохранения и образования. В 2012 году в Бишкеке было введено в эксплуатацию учреждений образования только на 1370 мест. При этом в целом по стране, введено в эксплуатацию школ с общим количеством 13462 места. По этому показателю город Бишкек занимает только 5 место в Республике, при этом 12% всех школьников учатся в городе.

Еще более сложная ситуация сложилась в области здравоохранения. В период с 2008 по 2012 годы в Бишкеке введено в эксплуатацию всего 30 дополнительных койко-мест в больницах. В 2012 году из 734 введенных по стране в эксплуатацию дополнительных посещений амбулаторий/поликлиник в смену, на долю города Бишкека приходится всего 20 дополнительных посещений в смену.

Такие показатели говорят о системном кризисе, который назревает в таких ключевых социальных сферах города Бишкек как образование и здравоохранение.

Глава III. Стратегическое видение города Бишкек - 2018 год

5. Ценности горожан и направления развития города

Обсуждение будущего видения города, его проблем, роли горожан в его развитии проводилось на уровне 20+ фокус-групп, семинаров, круглых столов, посредством 40+ индивидуальных интервью, 10+ публичных обсуждений. Горожанам был обеспечен доступ для внесения своего вклада в развитие города через участие в разработке документа "Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане". На всех стадиях процесса подготовки документа участвовали представители мэрии города Бишкек, которые внесли значительный вклад в части анализа текущей ситуации и потенциала городских служб.

В основе видения города Бишкека - ценности, которые обозначили горожане в процессе разработки документа "Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане":

а) городское сообщество, соблюдающее законы и этические нормы, состоящее из горожан с активной жизненной позицией;

б) город - привлекательный для ведения бизнеса, получения образования, лечения и туризма;

в) ответственная местная власть, обеспечивающая равный доступ к услугам (соблюдение человеческих прав, социальная справедливость) и предоставляющая возможность для свободного развития;

г) город экологически чистый, безопасный и комфортный для проживания со сбалансированной, аутентичной архитектурой, интересными достопримечательностями и доступными местами общего пользования.

Ключевые факторы привлекательности Бишкека - реформированная система управления, реабилитация общественных пространств (мест общего пользования), поддержка сфер услуг и досуга, культура, основанная на городских и национальных традициях. Бишкек реализует потенциал столицы регионального сотрудничества, а также станет гостеприимным городом - столицей туристического Кыргызстана.

Видение город Бишкек - город открытых возможностей, в котором горожане в партнерстве с муниципальной властью создают комфортную среду обитания. Бишкек - город с динамичной экономикой и эффективным управлением.

6. Приоритеты развития

Приоритеты развития включают в себя как перспективные достижения, которые мы ожидаем в будущем, так и задачи текущего и приоритетного значения, решение которых обеспечит достижение будущих перспектив.

Рисунок

Приоритеты развития являются связующим звеном между видением будущего города Бишкек и конкретными проектами, которые будут реализовываться в городе. Три основных направления развития города Бишкек являются своеобразными инструментами внедрения изменений в городе, определяют наиболее важные участки, на которых необходимо, сконцентрировать усилия и ресурсы. Значимые, более широкие социальные и экономические вопросы, имеющие национальное значение, требующие вовлечения ресурсов республики, не могут быть решены в рамках отдельно города. При определении приоритетов также принимался во внимание принцип потенциального воздействия и срочность решения проблемы. Таким образом, приоритеты этого документа направлены на три особые сферы города, которые заложат основу дальнейшего преобразования города Бишкек, и дадут полноценную, очевидную картину возможных изменений в будущем.

Реализация этих приоритетов требует реформирования системы управления городом и формирования новой бюджетной политики. То есть без решения базовых вопросов управленческого характера невозможно надеяться на достижение приоритетных целей.

Основные стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане":

Приоритет 1. Город и горожане.

Приоритет 2. Конкурентоспособная локальная экономика.

Приоритет 3. Качество городской среды.

Эти приоритеты направлены на достижение ключевых целей развития города Бишкек и соответствуют обновленному Видению развития города Бишкек.

Приоритет 1. Город и горожане

Элемент Видения: Бишкек - город свободных людей, в котором реализованы принципы местного самоуправления и горожанам созданы условия для участия граждан в принятии решений, реализации общих задач развития города Бишкек. В городе Бишкек существует уникальная городская культура, в которую интегрируются новые поколения жителей столицы.

Общественная поддержка и вовлечение горожан в развитие города является ключевым фактором успешности внедрения стратегических направлений. Эти основные векторы развития города Бишкек создадут условия для активных групп горожан для участия в процессах принятия решений по развитию города. Это важнейший элемент управленческой модели, при которой городское сообщество вовлекается в реализацию программ развития города и играет ключевую роль в принятии решений. Приоритетной сферой стратегии является необходимость создания условий для объединения и институционализации групп, выражающих свою волю и содействующих деятельности горожан по тем направлениям, которые возможны и перспективны для городского развития. Успешные истории партнерства городской власти и горожан должны пропагандироваться. Это предоставит возможность горожанам поделиться опытом, показать городские инициативы, распространить собственный опыт организации жизнедеятельности города. В этом контексте важна роль городского сообщества, самих горожан и наличие чуткой и отзывчивой власти. Для мобилизации населения в целях активного участия в жизни города необходимо выполнить следующие шаги:

1 шаг - участие граждан в постановке целей городского развития и во всех программах городского развития, касающихся горожан.

2 шаг - идентификация заинтересованных сторон. Проведение мероприятий, которые выявят все группы, заинтересованные в преобразованиях. Проведение мероприятий по согласованию интересов.

3 шаг - выработка альтернатив решения. Разработка критериев выбора решений, которые максимально будут отвечать принципам развития города, и общественным интересам.

4 шаг - оценка промежуточных результатов с привлечением горожан, сопоставление продуктов, результатов, вложенных ресурсов.

5 шаг - результативная независимая оценка результатов с привлечением горожан. Городские слушания результатов.

6 шаг - сравнение результатов с целями, постановка новых целей, с учетом стратегий государства и интересов горожан.

Необходимо выполнить следующие задачи для формирования активного городского сообщества с открытыми и подотчетными органами местного самоуправления:

а) популяризация работы активных групп горожан по формированию и реализации программ развития на уровне ТСЖ, квартальных, домовых комитетов;

б) обеспечение разработки нормативных правовых актов, предусматривающих постоянно действующую систему обратной связи и контактов между горожанами и органами местной власти, через депутатские общественные приемные;

в) обеспечение выполнения нормативных правовых актов о проведении общественных слушаний по наиболее значимым проблемам, поднимаемым местным сообществом и органами местного самоуправления;

г) разработка программ по реализации основных направлений стратегического развития с непосредственным участием населения и распределением уровней ответственности на уровне ТСЖ, домовых и квартальных комитетов.

Ожидаемые результаты:

1) сопричастность горожан к реализации программ развития, обеспечат свой вклад в развитие города;

2) оперативное реагирование органов местного самоуправления на инициативы и потребности горожан;

3) повышение уровня доверия населения к власти.

Городская культура.

Городская культура дает возможность сосуществования различным городским социальным слоям населения и группам, формировать культурные нормы, взаимопроникновение в ходе публичных мероприятий, вызывать интерес к особенностям субкультуры различных групп. В городе и городском пространстве существует уникальная возможность решать социальные конфликты городской среды, договариваться о новых нормах путем проведения городских фестивалей, выставок - концертов, шоу инновационных групп. То есть городская культура служит процессу формирования толерантного, взаимно дополняемого сообщества горожан. Для этого городским властям необходимо создать сотрудничество с горожанами, отслеживать и поддерживать инициативы горожан соответствующими механизмами, как со стороны мэрии города Бишкек, так и ее структурных подразделений.

Формирование новой городской культуры требует решения следующих задач:

а) разработка минимальных муниципальных стандартов и социальных нормативов для сферы культуры;

б) разработка программы формирования и пропаганды городской культуры с поддержкой предложений, вносимых активными группами творческих деятелей;

в) предусмотреть в бюджете города Бишкек средств на поддержку социальных программ (проектов) развития культуры в объеме не менее 2% от всех доходов при наличии показателя качества;

г) разработка программы развития культуры в жилых массивах города в форме социального заказа, муниципально-частного партнерства, привлечения донорских средств, а также за счет использования средств местного бюджета;

д) формирование правовых и экономических условий для развития культурной индустрии и творческой среды города;

е) разработка программы интеграции в городскую жизнь новых поколений горожан, внутренних мигрантов.

Приоритет 2. Конкурентоспособная локальная экономика

Элемент Видения: Бишкек - центр притяжения бизнеса с высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Экономика города - устойчивая, конкурентоспособная, ориентированная на оказании услуг населению.

Конкурентоспособность города Бишкек на региональном уровне определяется его потенциальными возможностями для устойчивого развития.

Ключевые факторы, характеризующие конкурентоспособность города Бишкек:

а) наличие активного гражданского сообщества, имеющего желание, возможности и потенциал участвовать в развитии города;

б) развитая сеть предоставляемых услуг для досуга и отдыха населения. Город становится привлекательным центром Центральной Азии для комфортного отдыха;

в) мультиязычное, толерантное население;

г) благоприятные условия для развития бизнеса, тестирования инноваций для дальнейшего распространения опыта;

д) высокий уровень информационных технологий, стремительное развитие Интернета.

Повышение уровня конкурентоспособности требует от городского сообщества и местных властей стратегического подхода к развитию города.

Условиями успешного развития конкурентоспособности являются:

1) расширение новых видов экономической деятельности и специализация ее отдельных сегментов;

2) партнерское взаимодействие городского сообщества, бизнеса, органов местного самоуправления;

3) создание благоприятных условия для развития бизнеса, привлекающих инвесторов;

4) благоустройство и расширение общественного пространства (земель общего пользования).

Особенность рыночных отношений требует проявления активности как бизнеса, так и органов местного самоуправления. Для достижения поставленных целей требуется решение следующих задач:

Активизация сотрудничества с ассоциациями и союзами предпринимателей по вопросам развития локальной экономики, в том числе обсуждение вопросов развития предпринимательства.

Формирование бизнес-среды с минимальными препятствиями для входа на рынок и работы предпринимателей, а также снижения уровня коррупции.

Приоритет 3. Качество городской среды

Элемент Видения: Сохранение и улучшение внешнего облика столицы. Благоустроенное общественное пространство - земли общего пользования. Жители города принимают участие в благоустройстве городской территории. Инфраструктура города предусматривает необходимый уровень комфорта для жителей. Система управления с высокой эффективностью реализации принятых решений.

Зеленые и парковые зоны.

Одной из главных ценностей города Бишкек является наличие зеленых насаждений, которые являются не только "легкими" города, но и важными местами отдыха горожан.

Следующие мероприятия и задачи являются стратегически важными для сохранения зеленого фонда города:

а) утверждение программы по рациональному использованию муниципальных земель, земельного и градостроительного кадастра, схем и проектов землеустройства, осуществление контроля за использованием и охраной земель в соответствии с Генеральным планом города Бишкек;

б) определение границ зеленых зон города, создание открытого реестра земель, находящихся в муниципальной собственности;

в) разработка комплексной программы по восстановлению парков, зеленых насаждений и озеленению города, развитие муниципально-частного партнерства в этом направлении, активное привлечение общественных организаций и горожан;

г) восстановление ирригационных сетей города и обеспечение их функционирования;

д) пропаганда бережного отношения к зеленым насаждениям города, соблюдение установленных требований по охране, сбережению и восстановлению, формирование культуры и практики ухода за зелеными насаждениями в школьных и дошкольных учреждениях.

Архитектура и строительство.

Приоритетом в градостроительстве должна стать комплексная застройка городской территории, которая создает целостный архитектурный облик, достаточное пространство для организации детских площадок, озеленения и автомобильных парковок, учреждений здравоохранения и образования.

Для формирования новой политики в области градостроительства и архитектуры необходимо решить следующие задачи:

а) разработка городской программы по муниципально-частному партнерству в области градостроительства и архитектуры, консолидация средств инвесторов;

б) охрана памятников архитектуры, сохранение исторической преемственности архитектурных стилей; защита памятников архитектуры;

в) разработка и внедрение программы по строительству социального жилья с инновационными подходами по кредитованию и ценообразованию на основе взаимовыгодных отношений между городскими властями и строительными компаниями;

г) альтернативное использование зданий, находящихся на территории промышленной зоны, и пустующих зданий с использованием механизмов партнерства активных групп граждан, бизнеса и местных властей.

Для обеспечения прозрачности процесса продажи земель и возвращения их городу необходимо принять следующие меры:

1) проведение общественных обсуждений проектов на этапе эскиза и введение практики участия горожан в градостроительном совете;

2) обеспечение доступности Генерального плана города Бишкек, для широкого круга горожан;

3) разработка и утверждение Проекта детальной планировки города Бишкек;

4) разработка и утверждение правил застройки и землепользования в городе Бишкек;

5) проведение мониторинга градостроительной деятельности для реализации градостроительной политики города Бишкек.

Общественный транспорт.

Первостепенной задачей в рамках развития и реформирования работы пассажирского транспорта является создание нормативной правовой базы, обеспечивающей согласование интересов транспортных предприятий с общественными интересами, юридическое закрепление их прав и обязанностей.

Система муниципального общественного транспорта связывает зоны городской активности для всех слоев населения города. Документ "Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане" предлагает достижение оптимального баланса между различными видами транспорта, снижение напряженности на дорогах и улучшение инфраструктуры улиц. Улучшение качества и расширение зоны охвата муниципального транспорта (автобусы и троллейбусы) необходимы в целях создания альтернативы автомобильному транспорту для комфортного передвижения горожан по городу и улучшения качества городской среды.

В целях обеспечения безопасности перевозки пассажиров на всех видах общественного и частного транспорта, перевозчикам необходимо усилить контроль за состоянием и эксплуатацией технических средств, выполнением требований по технической и экологической безопасности при перевозках, внедрять современные системы диагностики технического состояния транспортных средств. При реформировании улично-дорожной сети необходимо отдать приоритет выделенным полосам движения для общественного транспорта, создать условия для пешеходов и велосипедистов.

Глава IV. Управление городом

7. Задачи реорганизации системы муниципального управления

Процесс динамичного развития столицы Кыргызской Республики - города Бишкек ставит совершенно новые задачи по его управлению. Главная задача, поставленная сегодня перед органами местного самоуправления города Бишкек - создание высокоэффективной системы современного городского управления, способной обеспечить баланс интересов власти и других городских групп, объединение их усилий и ресурсов в развитии столицы. Повышение уровня доверия граждан будет основываться на максимальной готовности органов местного самоуправления города Бишкек отвечать на запросы и потребности граждан.

Необходимо разнообразие форм управления отдельными территориями города Бишкек через усиление деятельности и полномочий территориальных организаций, повышение уровня доверия к ним и вовлеченности граждан в их деятельность.

Развитие потенциала органов местного самоуправления, структурных и территориальных подразделений мэрии города Бишкек включает следующие задачи:

а) развитие системы городского управления, в том числе территориального управления;

б) организация взаимодействия органов местного самоуправления со структурами гражданского сектора по улучшению качества городского управления, обсуждению проблем городского развития и общественному согласованию вариантов городской политики.

Ожидаемые результаты:

1) повышение уровня подотчетности территориальных служб перед гражданами и ответственности данных служб за исполнение своих функций;

2) возможности и полномочия территориальных служб позволят улучшить качество предоставления муниципальных услуг.

8. Формирование новой бюджетной политики

Цель обновленной бюджетной политики - формирование и исполнение бюджета города Бишкек должно соответствовать принципам финансово-экономических основ местного самоуправления и финансовой самостоятельности.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

а) нормативное закрепление согласованного с центральными государственными органами распределения расходных обязательств между государственными и муниципальными органами;

б) формирование расходной части местного бюджета осуществлять на основе расходных полномочий органов местного самоуправления и приоритетов стратегии и программы развития;

в) прогнозирование и планирование доходной части местного бюджета обеспечивать в соответствии с реальными расчетами, основанными на экономических и статистических показателях;

г) в течение двух лет перейти на формирование бюджета, основанного на достижении целей развития (программное бюджетирование). Мэрии города Бишкек представлять проекты бюджетов и отчеты по его исполнению в Бишкекский городской кенеш и населению города в программном формате на основании целевых программ с указанием конкретных индикаторов;

д) в течение 2014 года обеспечить исполнение требований Налогового Кодекса Кыргызской Республики по исполнению органами МСУ налоговых правоотношений по отдельным видам налогов, поступающих в городской бюджет;

е) обеспечить формирование местного бюджета, основанного на инициативах сообщества, с легализацией этого подхода в нормативных актах местного самоуправления города Бишкек;

ж) по итогам реализации новой бюджетной политики установить приоритет бюджетных расходов на коммунальную инфраструктуру;

з) разработать систему мониторинга и оценки эффективности бюджетных расходов со стороны гражданского общества;

и) в законодательном закрепить правила, обеспечивающие на постоянной основе прозрачность бюджетного процесса (включая процесс разработки и публикации) и системы подотчетности МСУ перед гражданами по формированию и исполнению местного бюджета;

к) внедрить в практику на постоянной основе разработку и публикацию Гражданского бюджета.

Ожидаемые результаты:

1) рост финансирования приоритетных сфер жизнедеятельности города;

2) рост доходов местного бюджета города Бишкека;

3) рост эффективности расходования бюджетных средств;

4) повышение степени удовлетворенности населения оказываемыми услугами.

9. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством

Главным требованием в реформировании жилищно-коммунального хозяйства должно стать обеспечение реализации прав горожан на свободный выбор поставщиков услуг в коммунальной сфере, в сфере ремонта и содержания жилья и придомовых территорий.

В условиях рыночных отношений в целях ограничения влияния монопольных поставщиков услуг необходимо:

а) провести "демонополизацию" процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг на основе разграничения полномочий и ответственности между естественными монопольными поставщиками услуг и обслуживающими компаниями;

б) обеспечить разнообразие механизмов привлечения частного сектора в сферу жилищно-коммунального хозяйства в виде муниципального заказа, аренды муниципального имущества и коммунальных сетей, гибкой тарифной политики, с равными конкурентными возможностями вхождения частного сектора;

в) внедрить отраслевые комплексные подходы по реформе муниципальных коммунальных служб;

г) обеспечить доступ населения к публичным услугам (государственным, муниципальным, коммерческим) непосредственно на территории их проживания;

д) внедрить на постоянной основе систему мониторинга и оценки деятельности поставщиков жилищно-коммунальных услуг, посредством отслеживания условий исполнения договорных отношений население – ОМСУ - частный бизнес и оценки степени удовлетворенности населения оказываемыми услугами.

Ожидаемые результаты:

1) горожане получат альтернативный доступ к сервисным службам;

2) снизится нагрузка на муниципальные предприятия и учреждения, ответственные за предоставление услуг;

3) повысится степень удовлетворенности граждан оказываемыми услугами.

10. Создание собственной, муниципальной политики социальной защиты населения

Формирование собственной городской политики по социальной защите населения, а также предоставления других социальных услуг будет основываться на разграничении полномочий и ответственности между государственными органами и органами МСУ города Бишкек в этой сфере. Следующие положения являются ключевыми при формировании социальной политики в городе Бишкек: (1) необходимость оказания содействия Правительству Кыргызской Республики по решению социальных вопросов исключительно в рамках делегированных государственных полномочий и (2) разработка городской социальной программы, основанной на удовлетворении дополнительных потребностей горожан в социальной помощи.

Формирование новых подходов в социальной политике города требует решения следующих задач:

а) передача в ведение центрального государственного органа полномочий государственной политики по социальной защите с реорганизацией муниципальных структур управления;

б) разработка собственной городской социальной программы поддержки уязвимых слоев населения;

в) проведение персонификации профилактической работы (ориентация на конкретную личность с ее потребностями);

г) усиление субъектности социальной работы (клиент социальной работы должен стать активным участником профилактического процесса).

Данная работа требует целенаправленных, скоординированных действий всех городских служб, соответствующих государственных органов, занимающихся проблемой уязвимых слоев населения и бездомных.

Для профилактики попадания в группу социального риска будут проведены следующие мероприятия:

1) проведение идеологической и информационной работы с использованием средств массовой информации по пропаганде лучших традиций кыргызского народа и семейных ценностей, проблем бездомности, а также оказание консультационно-профилактических услуг для населения;

2) обеспечение социальным жильем выпускников детских домов и лиц, вышедших из мест лишения свободы;

3) улучшение механизмов социального сопровождения выпускников детских домов и лиц, вышедших из мест лишения свободы;

4) повышение эффективности профилактики бродяжничества и попрошайничества.

Ожидаемые результаты:

Повышение адресности и результативности помощи нуждающимся людям.

Оптимизация системы управления социальными вопросами.

Оптимизация бюджетных расходов.

11. Реформирование системы предоставления услуг в области образования и здравоохранения

Задачи направлены на достижение развитого муниципального здравоохранения и муниципального образования, основанного на потребностях горожан и возможностях ресурсов города. Необходимо отразить следующие задачи, которые должны лечь в основу программы действий:

а) проведение ревизии всех учреждений здравоохранения и образования города Бишкек на предмет обоснованности придания статуса муниципального учреждения;

б) инициирование перед Правительством Кыргызской Республики необходимости принятия нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения между соответствующими центральными государственными органами и органами МСУ города Бишкек по разграничению полномочий в сфере здравоохранения и образования. Необходимо предусмотреть в срок до 2017 года осуществление поэтапного реформирования системы образования и здравоохранения в городе Бишкек;

в) внедрение нового подхода к работе с учреждениями здравоохранения и образования в городе Бишкек, основанного на новых условиях взаимоотношений между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, Министерством образования и науки Кыргызской Республики и органами МСУ города Бишкек, а также на потребностях горожан в качественных услугах, возможностях городского бюджета и городских ресурсов;

г) финансирование потребностей образования и здравоохранения осуществлять исключительно в рамках полномочий органов МСУ.

Ожидаемые результаты:

В результате реформирования системы образования и здравоохранения население получит устойчивый доступ к более качественным услугам, который с одной стороны будет подкреплен гарантиями Правительства Кыргызской Республики, с другой стороны дополнительными ресурсами и возможностями города.

Глава V. Управление

12. Горожане управляют развитием города

Опыт разработки и реализации стратегий в городе Бишкек показал, что их успешное выполнение во многом зависит от системы управления стратегией, которая направлена на то, чтобы обеспечить исполнение ее положений ответственными структурами. При этом важно, чтобы каждый гражданин имел возможность участвовать в реализации основных стратегических направлений развития города.

Кроме этого важно отследить, насколько выполнение приоритетов стратегии повлияло на решение проблем и привело к улучшению жизни граждан. Ключевым звеном реализации стратегии являются инструменты мониторинга и оценки, использование которых позволит выявить объективные индикаторы оценки и заложить основу реального улучшения жизни города. В ходе постоянной оценки горожане и городские власти смогут определить, какие из предложенных мер достигают цели, какие нет, и по каким причинам.

Определены ключевые партнеры реализации документа "Стратегические приоритеты развития города Бишкек "Город и горожане":

Городское сообщество на основе общественного согласия с представленными стратегическими приоритетами реализует проекты в партнерстве с бизнесом и властью. Активные горожане, заинтересованные в развитии города, транслируют свой опыт развития двора/района/города заинтересованным сторонам. Граждане имеют активную позицию по отстаиванию своих интересов, требуют от органов местного самоуправления города Бишкек открытости и подотчетности.

Инициативные депутаты местного кенеша формируют политику развития города Бишкек, отражая интересы населения. Имея высокий уровень ответственности, местный кенеш обеспечивает на постоянной основе подотчетность перед населением за исполнение планов развития.

Квалифицированные, ответственные сотрудники мэрии города Бишкек и работники муниципальных предприятий и учреждений на основе взаимодействия с городским кенешем и местным сообществом эффективно реализуют программы социально-экономического развития. Обеспечивают высокую степень удовлетворенности со стороны населения качеством и своевременностью предоставления услуг, обеспечивающих комфортное проживание.

Успех реализации "Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане" зависит от управленческих решений по обеспечению ее реализации. Для последовательного и точного соответствия поставленным задачам необходимо согласовывать действия заинтересованных и ответственных структур, добиваясь перехода к управлению по результатам, с учетом интересов горожан.

Для устойчивого управления стратегическими приоритетами "Город и горожане" создается Общественный совет.

Общественный Совет решает следующие задачи:

а) координация работы, связанная с включением пунктов стратегии в рабочие процессы мэрии и городского кенеша, в виде положений, регламентов, функций, переобучения кадров, закрепления нововведений с помощью нормативных правовых актов;

б) анализ программ реализации Стратегических приоритетов развития столицы, разработанных мэрией города Бишкек;

в) отслеживание программы реализации Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане": анализ и оценка вклада ответственных сторон в реализацию;

г) формирование, контроль систем мониторинга и оценки Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане", анализ отчетов, предоставление информации Бишкекскому городскому кенешу;

д) внедрение процедуры ежегодного проведения оценки стратегии независимой компанией, и проведение открытых слушаний итогов проведения оценки и включения результатов оценки в систему принятия решений.

Положение о работе Общественного Совета по контролю за реализацией Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане" разрабатывается и утверждается мэрией города Бишкек.

13. Мониторинг и оценка

Мониторинг и оценка стратегии, являясь частью полного цикла управления, включают в себя сбор достоверных данных в соответствии с выработанными целями и индикаторами, которые затем отражаются в принимаемых решениях.

Цикл управления:

Рисунок

Управление по результатам оценки фокусируется на результатах оценки и воздействии с начала цикла, так чтобы все стороны, вовлеченные в рамках всех этапов, были сфокусированы на достижении результатов, а не только на выполнении действий. Контроль за проведением мониторинга и оценки Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане" возлагается на Общественный Совет. Работа по внедрению системы мониторинга и оценки основывается на положении "О мониторинге и оценке Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане", которая будет разработана Агентством развития города при мэрии города Бишкек.

Необходимо разработать базу данных по показателям Мониторинга и оценки. Адекватные процессы по сбору данных жизненно важны для управления мониторингом стратегии, предоставления лицам принимающим решение своевременную информацию о положительных или отрицательных результатах исполнения, и содействие принятию решений на основе подтверждающих данных.

Проведение ежегодной оценки воздействия или влияния Стратегических приоритетов развития города Бишкек "Город и горожане" на динамику улучшения ситуации будет способствовать выявлению степени эффективности принимаемых мер и их коррекции, а также будет способствовать восстановлению доверия горожан к властям города. Во всех случаях принятия решений должен осуществляться сбор информации, анализ данных и принятие решений.

Руководитель аппарата Бишкекского городского кенеша

 

Э.Нурдавлетов