Председателю Бишкекского

городского кенеша

Музуралиеву К. Б.

 

Уважаемый КанатбекБайсарыевич!

В соответствии с заключением постоянной комиссии по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре от 15 февраля 2017 года направляем на рассмотрение сессии Бишкекского городского кенеша протест Прокуратуры города Бишкек на постановление Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194 (исх. № 11/9-60-16 от 27.09.2016 г.).

 

Приложение:

- заключение постоянной комиссии на ___ л;

-сравнительный анализ к протесту Прокуратуры города Бишкек на ___ л.

 

Председатель постоянной

комиссии по муниципальной

собственности, земельным

вопросам, градостроительству

и архитектуре                                                            К. К. Конгантиев

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

постоянной комиссии по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре

Бишкекского городского кенеша

 

на протест Прокуратуры города Бишкек на постановление Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194 (исх. № 11/9-60-16 от 27.09.2016 г.)

 

 

         Постоянная комиссия по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре Бишкекского городского кенеша, отметила следующее:

         Прокуратурой города Бишкек в Бишкекский городской кенеш внесен протест на постановление Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194 (исх. № 11/9-60-16 от 27.09.2016 г.), который был направлен председателем Бишкекского городского кенеша на рассмотрение постоянной комиссии по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре Бишкекского городского кенеша.

 

         Выводы и комментарии постоянной комиссии по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре Бишкекского городского кенеша, к протесту Прокуратуры города Бишкек на постановление Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194 (исх. № 11/9-60-16 от 27.09.2016 г.):

Постановлением Бишкекского городского кенеша от 30.06.2016 года № 194 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (далее – Положение).

В ходе рассмотрения материалов было установлено, что данным Положением определяются основные требования, предъявляемые при предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство на территории города Бишкек.

Однако, в соответствии со статьей 5 Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном строительстве в Кыргызской Республике» отвод земельных участков и размещение индивидуальных жилых домов осуществляются в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки, проектами застройки, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

При этом, порядок отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство определяется данным Законом и другими законодательными актами Кыргызской Республики.

Решение о предоставлении и размерах земельных участков под индивидуальное жилищное строительство принимается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные земли.

В соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» постановления представительных органов местного самоуправления нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнения нормативных правовых актов, имеющих более высокую силу, в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

Между тем, согласно статье 18 Земельного кодекса Кыргызской Республики городской кенеш города республиканского значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству, границам районов города, утверждает проект детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Также согласно статье 31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий местных кенешей.

В связи чем, следует отметить, что законами, не предусмотрено полномочие местного кенеша утверждать порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Кроме того, Положение предусматривает коррупциогенные факторы, поскольку не определяет случаи отказа гражданам в предоставлении земельного участка.

Более того, вопросы выделения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов на безвозмездной основе регламентированы Положением о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2006 года № 177.

Однако, при вынесении прокуратурой не были учтены, что согласно пункта 5 Положения «О порядке предоставления земельных участков под строительство индивидуального жилищного строительства», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики № 177 от 6 мая 2005 г., нормы предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов определяются соответствующими представительными органами местного самоуправления.

Кроме того, пунктом 17 статьи 31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», не ограничивается компетенция Бишкекского городского кенеша, т.е. установлено, что Бишкекский городской кенеш решает и другие вопросы в соответствии с уставом местного сообщества и законодательством Кыргызской Республики.

Более того, согласно статьи 4 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», постановления представительных органов местного самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую силу, в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

Касательно полномочий Правительства Кыргызской Республики, отмечаем, что полномочия Правительства утверждать порядок предоставления земельных участков на территории г. Бишкек, также не предусмотрено в ст. 20 Земельного кодекса Кыргызской Республики.  

Таким образом, и на основании вышеизложенного, Бишкекский городской кенеш на сегодняшний день обладает полномочиями для утверждения норм предоставления земель под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Бишкек, в целях решения вопросов местного значения.

Касательно отсутствия в Положении случаев отказа гражданам в предоставлении земельного участка, которые служат коррупциогенным фактором, установлено, пунктом 12 Положения, предусмотрено, что правом на получение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в городе Бишкек обладает гражданин Кыргызской Республики:

- проживающий на территории города Бишкек не менее трех лет;

- не имеющий в собственности ранее предоставленного ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории города Бишкек и в других регионах Кыргызской Республики;

- не имеющий в собственности жилое помещение (дом, квартира), за исключением граждан, жилая площадь которых не отвечает установленным санитарным нормам и требованиям;

- не совершавший в течение последних пяти лет гражданско-правовых действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, выразившихся в отчуждении имеющихся в собственности жилых помещений третьим лицам путем заключения сделок купли-продажи, мены, дарения, залога и так далее.

Кроме того, случаи отказа в предоставлении земельного участка вытекают из самого Положения и других требований законодательства Кыргызской Республики. В случае несоответствия представленных документов требованиям Положения и в целом законодательства Кыргызской Республики, данный факт будет являться основанием для отказа комиссией. Например, пункт 10 Положения устанавливает нормативную площадь в 0,08 га, а в представленных документах гражданина указано 0,10 га, соответственно такое заявление гражданина является основанием для отказа.

Таким образом, было установлено, что требования, установленные данным Положением, а также вытекающие из действующего законодательства Кыргызской Республики, определяют случаи, которые служат основанием для отказа.

Статьей 21 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» установлено следующее:

1. Прокурор приносит протест на правовой акт, противоречащий нормативному правовому акту, обладающему более высокой юридической силой, в орган или должностному лицу, издавшему этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу для приведения в соответствие с нормативным правовым актом, обладающим более высокой юридической силой, либо на его отмену.

2. В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

3. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. До и в период рассмотрения протеста действие неисполненного опротестованного правового акта приостанавливается.

4. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест, который вправе принять участие в его рассмотрении. В случае обращения прокурора в суд его участие обязательно.

5. В случае необоснованного внесения протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором либо вышестоящим прокурором.

 

         Постоянная комиссия по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре Бишкекского городского кенеша по протесту Прокуратуры города Бишкек на постановление Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194 (исх. № 11/9-60-16 от 27.09.2016 г.), пришла к следующему заключению:

         Руководствуясь Законом Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» и Регламентом Бишкекского городского кенеша, а также учитывая обоснованность внесенногопротеста Прокуратуры города Бишкек, внести на рассмотрение сессии Бишкекского городского кенеша:

         - протест Прокуратуры города Бишкек на постановление Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194 (исх. № 11/9-60-16 от 27.09.2016 г.);

         - докладчиком при рассмотрении данного вопроса просим определить и.о. начальника Управления землепользования и строительства мэрии г. Бишкек – Иманакунуулу Таланта.

 

 

Председатель постоянной комиссии

по муниципальной собственности,

земельным вопросам,

градостроительству и архитектуре

Бишкекского городского кенеша                           К. К. Конгантиев

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ к протесту Прокуратуры города Бишкек на постановление Бишкекского городского кенеша                               «О внесении изменений и дополнений в постановление Бишкекского городского кенеша «Об утверждении положений о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек и о порядке формирования очередности граждан на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городе Бишкек» от 9 июля 2007 года № 339» от 30 июня 2016 года № 194

 

Протест Прокуратуры города Бишкек

Выводы и комментарии постоянной комиссии по муниципальной собственности, земельным вопросам, градостроительству и архитектуре Бишкекского городского кенеша

1

Данным Положением определяются основные требования, предъявляемые при предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории города Бишкек.

Однако, в соответствии со ст.5 Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике» отвод земельных участков и размещение индивидуальных жилых домов осуществляются в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки, проектами застройки, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.

При этом, порядок отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство определяется данным Законом и другими законодательными актами Кыргызской Республики.

Решение о предоставлении и размерах земельных участков под индивидуальное жилищное строительство принимается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные земли.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» постановления представительных органов местного самоуправления нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую силу, в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

Между тем, согласно ст. 18 Земельного кодекса Кыргызской Республики городской кенеш города республиканского значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения но административно-территориальному устройству, границам районов города, утверждает программы по рациональному использованию муниципальных земель, устанавливает правила землепользования и застройки города, утверждает проект детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли в пределах базовых ставок налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Также согласно ст.31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий местных кенешей.

В связи с чем, следует отметить, что законами не предусмотрено полномочие местного кенеша утверждать порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Кроме того, Положение предусматривает коррупциогенные факторы, поскольку не определяет случаи отказа гражданам в предоставлении земельного участка.

Более того, вопросы выделения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов на безвозмездной основе регламентированы Положением о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2005 года № 177.

Постановлением Бишкекского городского кенеша от 30.06.2016 года № 194 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (далее – Положение).

В ходе рассмотрения материалов было установлено, что данным Положением определяются основные требования, предъявляемые при предоставлении земельных участков под индивидуальное строительство на территории города Бишкек.

Однако, в соответствии со статьей 5 Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном строительстве в Кыргызской Республике» отвод земельных участков и размещение индивидуальных жилых домов осуществляются в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, проектами детальной планировки, проектами застройки, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

При этом, порядок отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство определяется данным Законом и другими законодательными актами Кыргызской Республики.

Решение о предоставлении и размерах земельных участков под индивидуальное жилищное строительство принимается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные земли.

В соответствии со статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» постановления представительных органов местного самоуправления нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнения нормативных правовых актов, имеющих более высокую силу, в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

Между тем, согласно статье 18 Земельного кодекса Кыргызской Республики городской кенеш города республиканского значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству, границам районов города, утверждает проект детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Также согласно статье 31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий местных кенешей.

В связи чем, следует отметить, что законами, не предусмотрено полномочие местного кенеша утверждать порядок предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Кроме того, Положение предусматривает коррупциогенные факторы, поскольку не определяет случаи отказа гражданам в предоставлении земельного участка.

Более того, вопросы выделения земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов на безвозмездной основе регламентированы Положением о порядке предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 мая 2006 года № 177.

Однако, при вынесении прокуратурой не были учтены, что согласно пункта 5 Положения «О порядке предоставления земельных участков под строительство индивидуального жилищного строительства», утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики № 177 от 6 мая 2005 г., нормы предоставления земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов определяются соответствующими представительными органами местного самоуправления.

Кроме того, пунктом 17 статьи 31 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», не ограничивается компетенция Бишкекского городского кенеша, т.е. установлено, что Бишкекский городской кенеш решает и другие вопросы в соответствии с уставом местного сообщества и законодательством Кыргызской Республики.

Более того, согласно статьи 4 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», постановления представительных органов местного самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую силу, в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории.

Касательно полномочий Правительства Кыргызской Республики, отмечаем, что полномочие Правительства утверждать порядок предоставления земельных участков на территории г. Бишкек, также не предусмотрено в ст. 20 Земельного кодекса Кыргызской Республики.  

Таким образом, и на основании вышеизложенного, Бишкекский городской кенеш на сегодняшний день обладает полномочиями для утверждения норм предоставления земель под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Бишкек, в целях решения вопросов местного значения.

Касательно отсутствия в Положении случаев отказа гражданам в предоставлении земельного участка, которые служат коррупциогенным фактором, установлено, пунктом 12 Положения, предусмотрено, что правом на получение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в городе Бишкек обладает гражданин Кыргызской Республики:

- проживающий на территории города Бишкек не менее трех лет;

- не имеющий в собственности ранее предоставленного ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории города Бишкек и в других регионах Кыргызской Республики;

- не имеющий в собственности жилое помещение (дом, квартира), за исключением граждан, жилая площадь которых не отвечает установленным санитарным нормам и требованиям;

- не совершавший в течение последних пяти лет гражданско-правовых действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий, выразившихся в отчуждении имеющихся в собственности жилых помещений третьим лицам путем заключения сделок купли-продажи, мены, дарения, залога и так далее.

Кроме того, случаи отказа в предоставлении земельного участка вытекают из самого Положения и других требований законодательства Кыргызской Республики. В случае несоответствия представленных документов требованиям Положения и в целом законодательства Кыргызской Республики, данный факт будет являться основанием для отказа комиссией. Например, пункт 10 Положения устанавливает нормативную площадь в 0,08 га, а в представленных документах гражданина указано 0,10 га, соответственно такое заявление гражданина является основанием для отказа.

Таким образом, было установлено, что требования, установленные данным Положением, а также вытекающие из действующего законодательства Кыргызской Республики, определяют случаи, которые служат основанием для отказа.